О деградации кино и коротких рассказах

Зайчатки разума

Записная книжка айтишника

О деградации кино и коротких рассказах

2019-02-13 17:47:28 — Evgeniy Shumilov

  Не знаю, как у вас, а у меня довольно часто бывает такое состояние, когда хочется выпасть из окружающего тебя мира хотя бы на 10 минут, очутиться в другой реальности, забыть про дела и работу - одним словом, сбежать от всего, что окружает. И что удивительно, художественная литература в этом отношении лично на меня в последнее время оказывает куда больший эффект, нежели видеоряд. Не знаю, почему так. Может быть мы уже избалованы спецэффектами после разнообразных "Аватаров" и "Властелинов колец". Может быть за последнее время слишком часто за спецэффектами стали прятать отсутствие смысла, банальность сюжета или логические несостыковки. А возможно, моя фантазия устала от бездействия и хочет сама создавать какие-то образы. Одним словом, какое кино или сериал я ни начинаю в последнее время смотреть, мне не нравится. И то, что идёт в прокате в кино мне тоже не нравится. Пересматривать уже просмотренное я не люблю так же как и перечитывать уже прочитанное, разве что уж совсем что-то напрочь забытое. 


  У меня порой не получается заставить себя воспринимать какой-то очередной фильм как "фанфик" или вольную импровизацию, созданную по мотивам каких-то иных произведений. Особенно, если произведения эти я читал. Это воспринимается скорее, как надругательство. Я не имею ничего против, если фильм создан с любовью и уважением к оригиналу, как в случае с тем же "Властелином Колец", хотя и тогда некоторые фанаты творчества Толкиена на премьере были сильно раздосадованы тем, что "в книге всё было не так". Даже если бы "всё" было "так", всё-равно нашлись бы недовольные. Это естественно - если ты читаешь книгу, твоё воображение оживляет героев, даёт им голоса, какие-то черты, ты этим героям начинаешь сопереживать и проникаешься к ним симпатией. А при просмотре фильма образы, которые тебе полюбились, пытаются заменить другими. Естественно, ты воспринимаешь это чаще всего негативно, поэтому и фраза "Книга была лучше" зачастую основана на диссонансе между нашими существующими и навязываемыми нам новыми образами. Кино может быть замечательным, но если ты читал до этого книгу - будь готов, что оно тебе не понравится. Мысль конечно, банальная и упоминания не стОила бы, если бы не пара приятных исключений, о которых я хотел упомянуть.

  Первое - это книга Фарли Моуэта "Не кричи: «Волки!»", которую я прочитал очень давно. Возможно, если бы я перечитал её снова, моё мнение изменилось бы каким-либо образом, но мне дорого то первое впечатление от книги, которое я получил чёрт знает сколько лет тому назад и я буду хранить его в памяти. Спустя пару лет после прочтения книги, мне на глаза попался фильм "Не зови волков" 1983-го года, созданный на основе упомянутой выше книги. И у меня не было совершенно никакого диссонанса с тем, как я себе представлял главного героя, его быт и события. Могу ли я порекомендовать эту книгу и фильм? Пожалуй, да, хотя скорее всего они покажутся вам несколько наивными. 

  Второе исключение - повесть Джерома К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки". Так же точно - сначала прочёл повесть, затем обнаружил экранизацию - никакого негатива после просмотра. Смотрел очень давно, так что пожалуй, в скором времени пересмотрю.  

  А вот пример надругательства над первоисточником, это на мой взгляд "Гоголь". Об этом я уже писал и повторяться не буду. Что же остаётся в прокате, если исключить "фастфуд" в виде всяких "Мстителей"? О всяких "Ёлках" и прочих "Бабушках лёгкого поведения" я вообще не говорю - это просто за гранью добра и зла. Не знаю, как вам, а мне смотреть стало нечего. И старые советские фильмы вроде "Трудно быть богом" 1989-го года или "Солярис" Тарковского в моих глазах приобретают всё бОльшую и бОльшую ценность.  Проблема остаётся той же - я не люблю пересматривать кино и перечитывать книги. "Ирония судьбы", которую крутят каждый новый год, вызывает у меня приступы тошноты, хотя когда-то давно мне этот фильм нравился. Приходится искать то, чего я ещё не смотрел. Из последнего - "Гостья из будущего". Пытаюсь растянуть просмотр и смотрю отрывками с большими временными перерывами.

  В чём вообще отличие хорошего кино или книги от плохих или посредственных? На мой взгляд, хорошее произведение оставляет после себя мысли и эмоции, заставляет думать и сопереживать. Причём мысли и эмоции преимущественно  положительные. Грусть, кстати, тоже может быть положительной эмоцией. Плохие произведения оставляют после себя желание обратиться к хорошим и сожаление о потраченном зря времени. К этомy зачастую добавляется потом раздражение от наличия логических несостыковок.

  Помню, когда-то с друзьями мы пошли в кинотеатр "Октябрь" на какую-то комедию. Как оказалось, в тот же день была премьера "Бригады 2". И вот, в зал с комедией никаких очередей, а в зал с "Бригадой" - очередь, заполняющая весь холл. В основном подростки лет 12-15-ти, они чуть ли не штурмуют кассу в опасении, что билетов не хватит всем, кто-то кроет кого-то матом на повышенных тонах, кто-то кому-то предлагает "выйти и разобраться" на предмет того, что "его тут н..я не стояло"... На комедии в зале вместе с нами было ещё человек 5. Мне тогда подумалось, что если сейчас взорвать кинотеатр, то человечество от этого неплохо выиграет, даже с учётом сопутствующих потерь. Почему у нас идеалом для подражания в стране стали зэки? Когда это произошло? Почему наша речь безудержно наполняется блатной феней? Почему все вокруг стали "братишками" и "пацанами", продавцы - "барыгами", ошибки - "косяками", а в обзоре телефона 5 раз за 10 минут употребляются слова, простите, "зашквар" и "западло"? Такое ощущение, что всё пространство вокруг постепенно превращается в одну огромную тюрьму. 

  В моменты, когда я об этом думаю, мне безудержно "хочется чего-то большого, чистого, светлого", прямо как в известном анекдоте. Если бы вместо блокбастеров почаще выпускали мультфильмы студии "Гибли", я был бы очень счастлив и ходил бы в кино на каждый. Как странно всё получается - повзрослевшему дядьке хочется добрых мультиков, в чём он не стесняется признаться, а детям и подросткам - "Венома", откусывающего головы. 

  Так как в кино мне сейчас ловить нечего, приходится обращаться к литературе, благо, запасы хорошей литературы неисчерпаемы, но в то же самое время, на то, чтобы посмотреть кино, нужно часа полтора - два, a на то, чтобы прочесть книгу - существенно больше. Конечно, тут помогают подкасты и аудиокниги, о чём я тоже уже писал, но иногда хочется прочесть какой-нибудь короткий рассказ, сделав перерыв в работе, например. И тут я хочу кое-чем поделиться. Давным-давно я нашёл вот этот ресурс: http://smartfiction.ru и считаю, что он прекрасен! Есть возможность открыть случайный рассказ, есть мобильные приложения, поиск, rss лента (содержащая рассказы целиком, что немаловажно) и возможность скачать в форматах fb2 и epub. Что ещё нужно? Чтение рассказа в среднем займёт от 5 до 20 минут - вполне можно себе позволить найти такое количество времени. И, что самое главное - довольно часто там появляются небольшие рассказы классиков, о существовании которых (рассказов естественно) я раньше и не подозревал. Сегодня прочитал вот этот - и прямо на душе как-то светло и легко стало. Редкое, а от того и особенно ценное чувство в наши дни.

  И ещё одно - этот ресурс по своему содержанию и формату мне показался очень похожим на подкаст "Чтение", который выпускает "Радио Маяк" и который я тоже смело могу порекомендовать. И подкаст и ресурс, упомянутые тут так же будут неплохим способом открыть для себя новых авторов, о которых вы до этого не слышали. Когда я был моложе и наивнее, я считал, что произведения малого объёма менее ценны, чем полновесные книги в несколько сотен страниц, но потом понял, что всё зависит от умения автора передать смысл и эмоции и вашего умения воспринять их. А количество букв, использованное при этом, уже не имеет существенного значения. 

Теги: кино, книги, подкасты, мысли-вслух

comments powered by Disqus