Про переход будущего в настоящее и деградацию человеков

Зайчатки разума

Записная книжка айтишника

Про переход будущего в настоящее и деградацию человеков

2021-09-22 21:44:37 — Evgeniy Shumilov

  Как это уже не раз бывало, Костя Шагинян (привет тебе огромный) из 100+8 выложил пост, на который я начал отвечать и в процессе понял, что мой ответ лучше будет оформить в виде отдельного поста.

  Костя писал про электромобили, противопоставляя их ДВС, а у меня как раз есть что рассказать по этому поводу.


  У моего отца в семье три авто и все они на электротяге. Причём уже далеко не первый год. Я лично знаком с десятком людей, которые ездят на электромобилях. Вокруг моей работы в шаговой доступности 3 станции зарядки электромобилей. Три, Карл! На работе поступило уже несколько заявок на интеграцию со станциями зарядки автомобилей. Год назад сам писал интеграцию с зарядными станциями. Только по нашему городу электричек катается порядка полутысячи и намётанный взгляд легко вылавливает их в общем транспортном потоке. Я не говорю о гибридах вроде Toyota Prius, которые тоже уже давно бороздят просторы большого театра нашего города. Так что к существованию такого явления как "электромобиль" я давно привык и это обыденность. Как впрочем и умный дом и 3д печать.

 Что самое интересное, на примере этих трёх сфер и вопросов, которые мне задают в их отношении, я понимаю, что есть большое количество людей, для которых это всё остаётся самой настоящей экзотикой, "далёким будущим" и чем-то из области научной фантастики. Хотя электромобили бегают по дорогам вокруг нас, умные устройства в большом количестве лежат в любом Эльдорадо и М-Видео на полках, а 3D принтеры уже лет 5 продаются наряду с 2D собратьями в тех же компьютерных магазинах и стоят меньше смартфона. Такое ощущение, что промышленность эволюционирует, а потребитель остаётся на месте, если даже не деградирует.

  В отношении деградации небольшое отступление от общей темы. Мне недавно пришла задача - на одном из объектов, представляющих собой базу отдыха с отдельными домиками где мы установили умные устройства (и где в целях диагностики установили специфические Wi-Fi роутеры), поступила просьба "сделать пароли для подключения к Wi-Fi попроще, т.к. посетителям очень сложно их вводить и они на это жаловались неоднократно". Очень сложно ввести пароль... 8 символов... Английские буквы разного регистра и цифры... Из списка цифр и букв исключены при этом те, что имеют сходное написание, например, ноль и буква O, английские заглавная i и строчная l и т.п.. Мне интересно, кем работают люди, для которых представляет сложность ввести 8 символов на клавиатуре смартфона? В чём именно может заключаться сложность? Мы задали вопрос - а каким должен быть пароль, чтобы его просто было вводить? И получили ответ: 00000000! У меня прямо подгорело, честное слово. Потратить 15 секунд на ввод 8 символов человеку сложно, а потратить пару минут, чтобы дойти до администратора и пожаловаться ему на сложность этого действия - нет. Ей-богу, мне этого никогда не понять! Наверное эти люди вместо подписи ставят крестик, ведь выводить буквы ручкой на бумаге куда сложнее, чем набирать их на экране.

  Лично мне автомобиль до последнего момента был не нужен. Но тут вдруг обнаружилось, что сынок перестал помещаться в автолюльку (неожиданность, да), детские автокресла в такси зачастую установлены для галочки, а некоторые даже не зафиксированы.

Приходит такси:
 - А почему у вас детское кресло ремнём не фиксируется?
 - Зато снять проще!
 - А как же безопасность?
 - Я 20 лет за рулём, никаких проблем ещё не было. Не хотите - вызывайте следующего!

  В общем, подумал я и решил, что нужно брать авто. Какое именно у меня даже вопроса не было - Nissan Leaf в кузове AZEO. Это оптимальное решение по соотношению цена/качество/характеристики/уровень комфорта. Но при любом приобретении - будь то плеер, ноутбук или тем более, авто я предпочитаю узнать как можно больше об этой теме, чем я собственно и занимался пару недель, благо отец и знакомые являются прекрасными источниками информации по этой теме. Просмотрел в фоновом режиме несколько десятков видео, пообщался со знакомыми, с отцом, разведал место на парковке, где можно зарядиться, снял заначку и приобрёл с аукциона подержанного японца в отличном состоянии, благо с правым рулём ездить мне не привыкать. Когда-то был Nissan March и Mazda Familia.

  Что интересного я узнал об авторынке: цены за время, пока я авто темой не интересовался, выросли в 3-4 раза и теперь даже имея в кармане миллион рублей можно позволить себе максимум новую Ладу Гранту, если повезёт, то даже с магнитолой и кондиционером - роскошь-то какая! У меня и такой суммы не было, но что можно сейчас получить за 600-700 тысяч, если есть человек, умеющий делать правильные ставки на аукционе и если достаточно повезёт?

  • Пробег порядка 20-30 тысяч километров, несколько минимальных коцок по кузову от камней из под колёс, порядка A1, U1, т.е. с метра уже не разглядишь.
  • Подогрев руля и всех сидений, включая пассажирские.
  • 10 подушек безопасности, включая пассажирские.
  • Звук и кондиционер? Само собой!
  • Кнопки управления всем чем можно на руле? Пожалуйста!
  • Парковочная камера? Конечно.
  • Автомат? В электричке такого понятия вообще нет, как и передач. Точнее коробка встречается, но очень редко. Ближе всего к ДВС наверное назвать это автоматом.
  • Подвеска идентичная той, что ставят на Nissan X-Trail, Juke и прочие, т.е. ресурс у неё явно с запасом в рассчёте на массу авто.

  Одним словом, если сравнивать даже с Б/У ДВС собратьями, то мы получим за те же деньги авто в более приличном состоянии, обеспечивающее более высокий класс комфорта и требующий намного меньше затрат на обслуживание.

Что нужно знать перед тем, как думать о приобретении подобного девайса?

Дополнительные плюсы:

  • Всё что касается ходовой вам починят/обслужат в любом автосервисе.
  • Динамика с самых низов из-за отсутствия коробки передач. Знающие люди говорят, что со светофора легко уходят от турбованных 2.5 литровых аппаратов. Впрочем, я не гонщик, мне это не так интересно.
  • За счёт рекуперации тормозные диски изнашиваются в несколько раз медленнее, чем на традиционных авто.
  • Из расходников - салонный фильтр, тормозная жидкость и трансмиссионка раз в 30 тысяч. Плюс отсутствие внушительного количества узлов и деталей, присущих ДВС авто, а следовательно и уменьшение потенциальных точек отказа.
  • Нет тряски и шума. И выхлопа как такового.

С плюсами закочили, переходим к минусам

  • Собственно, главный минус по сравнению с автомобилем на ДВС - ограниченный запас хода. Порядка 120-140 км летом, около 60-70 зимой. Это абсолютно точно не для поездок на природу или в путешествие (хотя многие умудряются), это исключительно городская зверушка для перемещений по городу - съездить на работу, свозить жену в торговый центр, навестить маму, отвезти ребёнка в поликлинику и т.п.. Причём всё это почти бесплатно. Расход порядка 45 рублей на 100км пробега. Или, если повезёт - бесплатно, если на стоянке есть розетка и получится договориться. Я тут 2.5 километра ради интереса прокатился на арендном электросамокате - получилось 145 рублей. На электричке я на эти деньги могу проехать в общей сложности около трёхсот километров, причём в комфортных условиях, что примерно в 150 раз больше. В моём случае все точки интереса расположены в круге с радиусом примерно в 15км, так что мои нужды это покрывает.
  • Деградация батареи. В зависимости от того, в каких условиях эксплуатируется авто, скорость деградации может быть различной. Зависит в основном от количества быстрых зарядок и температурного режима. Плюс приходит авто с аукциона с SoH (State of Health) порядка 70-85%, может быть больше или меньше и это важный параметр. Низкая эксплутационная стоимость с одной стороны ведёт к последующей замене аккумуляторной батареи через несколько лет. СтОит это удовольствие порядка 350 тысяч рублей, после чего пробег может составить более 220км. Да и стоимость аккумуляторов постепенно снижается, а их качество и характеристики становятся только выше и лучше, что не может не радовать. Революции в отношении аккумуляторов, так и не произошло, по крайней мере в отношении доступных простым смертным аккумуляторов, но эволюция вполне заметна. Я планирую использовать авто следующие 3-4-5 лет, а затем сменить батарею на более совершенную и радоваться увеличенному пробегу. Благо, в России и на Украине появляются компании, производящие киты для самостоятельной замены. Конечно, для этого желательно привлечь специалиста, но в нашем городе я как минимум двоих знаю.
  • Вес. Авто весит порядка полутора тонн, так что если вы сели на брюхо на Leaf'е, то простая легковушка вас скорее всего вытащить будет не в состоянии. Но, как говорилось, Leaf - это городская машина. Зато этот минус даёт плюс в виде устойчивости на дороге.
  • Зарядка. Нужно чётко понимать, где вы будете заряжать авто. Из окна городского дома провод не кинешь, есть случаи, когда соседи бывают очень сильно против. Т.е. нужно организовывать зарядную станцию или хотя бы розетку. Кстати, от стандартных 16 ампер авто заряжается полностью часов за 8. Т.е. как с телефоном - приехал, на ночь поставил на зарядку, утром снял. Если ездить нужно недалеко (у меня работа в 6км от дома), то можно и не каждый день. Зимой в морозы лучше иметь возможность стоять в отапливаемом помещении, либо устанавливать обогрев батареи, но это тоже к специалистам. Идеальный случай - гараж или частный дом. У меня и на парковке есть возможность подключиться и зарядные станции возле работы в достатке.
  • Экология. Минус? Внезапно, да. А что вы будете делать с аккумулятором, когда он придёт в негодность? Кто и как его будет утилизировать? 300 килограммов отборного экологического вопроса. Процесс переработки аккумуляторов ещё не отлажен и стоит эта процедура дорого. Думаю, её потом будут включать в стоимость электроавто. У отца есть решение на этот счёт, он собирается в частном доме делать источник резервного питания, но решение это скорее подходит для гиков, нежели для обычных пользователей авто. У нас в Перми есть ГЭС, но в тех регионах, где электричество получают путём сжигания угля, воздействие на среду и углеродный след так же остаётся немалый. Электромобиль - это не про экологию, а скорее про экономию.

Выводы

  Действительно ли за электромобилями будущее? Я думаю, да. По крайней мере на ближайшие несколько десятков лет. В той местности, где электричество вырабатывается за счёт возобновляемых источников, например, ГЭС как у нас, электромобили скорее благо, особенно если нет проблем с утилизацией аккумуляторов. Альтернатива на будущее, когда исчерпают газ и нефть - водородные авто. Вот тут есть интересный подкаст на тему водородных двигателей. В китае в 21-м году 10% всех продаваемых автомобилей уже электрокары и этот процент растёт. Инфраструктура понемногу появляется - зарядные станции, станции обслуживания. Выделяются дотации, Росатом прикупил 49% акций корейской компании по производству литий-ионных аккумуляторов. Камаз сделал симатичный прототип электромобиля, который хочет запустить в серию. В общем, назад дороги уже нет, посмотрите хоть на Илона нашего Маска, который все штаты обеспечил теслами.

Дополнительный материал

  Оставлю немного ссылок на каналы, связанные с электроавтомобилями и с Nissan Leaf в частности, может быть кому-то будет это интересно.

  • PROelectro - канал про электромобили
  • DOCTOR LEAF - наиболее полезный на мой взгляд канал про Nissan Leaf
  • Отдельное полезное видео с основными вопросами о необходимости приобретения электромобиля
  • AlexEco - ещё один канал про Nissan Leaf
  • Pandaway - канал про китайские электромобили

На этом пока всё. Возможно по приезду авто поделюсь впечатлениями, но это не точно.

Теги: auto

comments powered by Disqus