Про аспекты выбора

Зайчатки разума

Записная книжка айтишника

Про аспекты выбора

2019-01-29 00:28:24 — Evgeniy Shumilov

Шашечки или ехать?

  Как-то раз много лет тому назад мне позвонила знакомая девушка, сказала, что находится в Москве, хотела бы купить себе ноутбук и ей нужна моя помощь в выборе. Что-ж, время у меня тогда было и я по доброте душевной решил помочь. Я спросил, для каких целей приобретается ноутбук, на что получил один из стандартных ответов - редактирование документов, фильмы, музыка, интернет. Отдельными требованиями была компактность и автономность, чтобы была возможнось комфортно носить его с собой на учёбу. Осведомился о бюджете и, спустя какое-то время, потраченное на изучение обзоров, рейтингов и отзывов, нашёл замечательный вариант 12'' нетбука по отличной цене. Перезвонил девушке, сообщил, номер товара, адрес магазина, где этот нетбук есть в наличии, и даже то, как ей из текущего её местонахождения на метро проехать к нужному месту. Меня душевно поблагодарили и попрощались, после чего я об этой истории благополучно забыл на какое-то время.

  Прошло полгода, после чего я к этой девушке попал на день рождения. На столе у неё стоял самсунговский ультрабук, стоимостью в 3 раза выше, чем то, что я рекомендовал и в два раза дороже озвученного изначально бюджета. Полюбопытствовал у хозяйки, почему она взяла именно его.

- "Ну он красненький, симпатичный такой, мне нравится!"


  Какое мое собачье дело, как именно она потратила свои деньги? Да никакого, но мне было обидно за своё потраченное время.

  Довольно часто мы пытаемся и не можем понять действия другого человека, основанные на совершенно иной системе ценностей. Кто-то готов заплатить лишние 40 тысяч рублей за то, чтобы крышечка его ноутбука была "красненькой", а для кого-то это два месяца работы. Но самое интересное начинается тогда, когда мы пытаемся логически проанализировать свой выбор и полученный результат не имеет ничего общего с логикой. Дело в том, что наши желания зачастую не имеют ничего общего с логикой.

  Иногда мы просим чьего-либо совета только с одной целью - услышать подтверждение того, что для себя уже решили, даже если мы прекрасно осознаём, что некомпетентны в необходимой теме. Мы ожидали в ответ услышать "А", но услышали "Б" и дальше начинается торг, отрицание и принятие. Но у некоторых этот процесс дальше торга так и не продвигается.

- А может быть всё-таки А?

  И далее следует список быстренько притянутых за уши аргументов, не выдерживающих критики. Наше "хочется" вступает в диссонанс с целесообразностью, рациональностью, обоснованностью или другими критериями, которые приводит наш советчик, только что внезапно превратившийся в оппонента, лишь потому, что его колокольня по сравнению с нашей оказалась несколько выше. Когда мы принимали для себя решение "А", мы основывались на тех данных, которыми на тот момент распологали. Мы любим находить подтверждения своей правоты. Мы ищем эти подтверждения и мы их находим. Аргументы "за" получают высокий приоритет, аргументы "против" - низкий. Вопрос лишь в том, что окажется сильнее - ваша инертность и желание быть правым или необходимость сделать объективно правильный выбор?

Вывод номер раз: спрашивай совета ДО того, как принял для себя решение. Не спрашивай совета в попытках убедиться в своей правоте.

Вывод номер два: начни с исследования негативных сторон всех вариантов. Позитивные стороны могут приобрести бОльший вес в твоих глазах, если ты склоняешься к определённому выбору.

  Если нам чего-то "хочется", мы часто говорим о "необходимости" в этом чём-то, мы смешиваем эти понятия. Но где граница между ними?

  Необходимость всегда логически объяснима и обоснована. Ноутбук для учёбы - необходимость. "Красненькая крышечка" пожалуй, необходимостью не является. Но это взгляд с моей личной колокольни. Вдруг у вышеобозначенной девушки папа работает ночным директором нефтяной вышки и 40 тысяч для неё - это мелочь? И может быть она в этот красненький ультрабук просто влюбилась и он поднимает ей настроение каждый день? А возможно, она внезапно ударилась в геймерство и он удовлетворяет всем её потребностям. То есть, вполне можно представить ситуацию, в которой её выбор был бы логически обоснован.

Вывод номер три: когда вы просите совета в выборе, помните, что у советчика может быть совершенно иной взгляд на мир и свои приоритеты критериев выбора в данной области. Важность "красненькой крышечки" для вас лично может оказаться критичным фактором, для того, кто даёт вам совет, она может не значить ничего и вы оба будете правы.

От частного к общему

  Зачастую сразу цепочка "необходимых" вещей является необходимой для чего-то, что нам лишь хочется, но что в свою очередь необходимым вовсе не является. И тогда в наших глазах каждый из элементов этой цепочки приобретает собственный бОльший вес. Нам ведь уже не хочется приобретать вот эту штуку, нам она уже "необходима для". Приведу пример: хочется мне приобрести новый паяльник. И для него нужны ещё несколько жал. Паяльник - хочется, а жала уже нужны. Стоят они недорого и уговорить свою жабу на приобретение "необходимой" вещи, да к тому же недорого - не сложно. А после приобретения жал приобретение паяльника становится почти неизбежным - не зря же ты уже потратил деньги!

Вывод четыре: необходимость части желаемого необходимостью не является. Умейте аггрегировать желаемое и его зависимости, обращайте внимание на связи и последствия выбора кажущегося незначительным. Если женщина дёшево купила на распродаже туфли, которые ни к чему не подходят, то следом за ними вынуждена будет купить сумку, пояс, платье и т.п..

Вывод пять: желаемое и необходимое может иметь разный вес. Нечто может быть и желаемым и необходимым, граница условна и каждый определяет для себя её положение сам. Достижение мечты желаемо, но не необходимо. Купить хлеб необходимо, но вы не умрёте, если один раз поедите без хлеба. Желаемое может оказаться важнее необходимого.

Дерьмовый лайфхак

  Производитель или реселлер некоего продукта ни за что не укажет вам на его слабые стороны и отрицательные качества. А вот обладатели - вполне могут. Поэтому у меня когда-то давно появился лайфхак. Когда мне нужно что-то купить, я в гугле набираю слово, простите, "г..но" и далее название и модель того, что я планирую приобрести. Затем хожу по ссылкам и читаю записи на форумах, где обладатели делятся своими "восторженными" отзывами о продукте. Можно попробовать произвести поиск и с другими ключевыми словами, но почему-то именно с этим я получал самые релевантные результаты. Так что кроме использования в качестве удобрения, данная субстанция может приность пользу и в другой области.

Вывод шесть: отрицательным качествам нужно уделять не меньшее, а то и большее внимание, нежели положительным. Отрицательные качества не афишируются, но в их числе может оказаться что-то, с чем вы не сможете впоследствии смириться. Хорошо знать об этом до совершения выбора.

Вариантные сектора

  А как же сделать правильный и логичный выбор, если нужно оценить несколько вариантов по множеству параметров? Для этого существует такое понятие, как вариантый сектор. Суть этого метода сводится к тому, что вы создаëте таблицу, в строках которой указываете варианты, а в столбцах - свойства и вес. Каждое свойство мы оцениваем по некоей шкале. А затем в каждой ячейке, стоящей на пересечении свойства и варианта, вы ставите оценку, определяющую соответствие данного свойства соответствующему варианту. Например, вы выбираете машину. В варианты вы вписываете свои запорожцы и кадиллаки, а в свойства - стоимость, экономичность и прочее. Далее вы выбираете для себя шкалу. Скажем, от 1 до 10. Если для вас стоимость критична, то в "вес" соотвествующего свойства вы записываете 10. Если экономичность для вас тоже важна, но уже не настолько, вес столбца можно выставить например в 8 из 10. В итоге для каждого из вариантов вы считаете сумму оценок, умноженных на вес столбцов. Для какого из вариантов сумма будет больше, тот и победил. Если результат оказался для вас неожиданным, значит вы где-то себя обманули и в каком-то пункте ваши хотелки перевесили необходимость логического подхода. 

  Помнил я о вариантных секторах с университета, хотел почитать про них, чтобы освежить в памяти, поискать иллюстрации и получил привет из прошлого. В первой же строке поисковой выдачи я увидел ссылку на запись в чём-то блоге и начало статьи: "По просьбе френда amilchakov рассказываю о вариантных секторах.
Надеюсь, что при этом на меня не будут обижены автор метода Фуксман и преподаватель, читавший нам эту тему, Плаксин Михаил ..." ... Александрович - дополнил я мысленно. Именно от него я об этом и услышал и это было одно из тех действительно немногих знаний, которые я получил в университете и которые мне пригодились в жизни. А Михаил Александрович был одним из любимых преподавателей моего университета и просто крайне уважаемым мною человеком. Флешбеки накрыли меня сплошным потоком - ПГУ, пары, информатика... В общем, за подробностями сходите по ссылке, а я пока пойду и пересмотрю фотографии за 2003-й год.

Теги: мысли-вслух

comments powered by Disqus