Мифы народов Южной Америки

Зайчатки разума

Записная книжка айтишника

Мифы народов Южной Америки

2018-12-09 00:37:32 — Evgeniy Shumilov

  Когда я вспоминаю события 15-ти летней давности, из своей учёбы в университете, я крайне редко вспоминаю сами занятия, только если на них не происходило чего-то из ряда вон выходящего. Чаще в памяти всплывают образы одногруппников и однокурсников, общение с ними, дни рождения, походы в студклуб и тому подобное. Но вот один период я запомнил достаточно хорошо, потому что фактически я пропустил целый день занятий, при этом присутствуя на них. Мы с другом взахлёб читали "Мифы народов Южной Америки". Мы не могли оторваться и периодически зажимали рты руками, чтобы не скатиться в гомерический хохот.


  Конечно, я понимаю, что культура другого народа, особенно не прошедшего огонь и медные трубы цивилизации в той же мере, что и мы, должна существенно отличаться от нашей. Я понимаю, что их система ценностей для нас перевёрнута с ног на голову. Взять хотя бы то, как меняются эталоны женской красоты - если ситуация вокруг такова, что приходится выживать и собирать крохи для того, чтобы себя прокормить, то самой красивой женщиной со временем естественным путём становится самая, простите, полная, ибо у неё больше шансов выносить и родить здоровых детей. Всё это механизмы выживания, заложенные во всё живое природой. Если же вокруг изобилие и еды вдоволь, то самой привлекательной становится наоборот - самая стройная и ухоженная, ибо у неё есть возможность следить за собой и тратить на это время и средства, а если у неё есть время и средства, она наиболее социально адаптирована. Это лишь моё предположение о том, как работают эти механизмы.

  Но ладно, вернёмся к нашим баранам тапирам. Что меня поразило в мифах народов Южной Америки? Это то, как строится сюжет. Я искренне не хочу начинать раздачу спойлеров, но видимо, придётся привести хотя бы пару примеров. Общий принцип построения как минимум четверти вышеописанных мифов примерно таков:

  1. Нам описывают некую ситуацию, вводят в курс каких-то обстоятельств.
  2. Нас знакомят с героями, раскрывают их.
  3. Происходят какие-то действия, Сюжет развивается...
  4. Развивается...
  5. Развивается сюжет...
  6. Ключевой персонаж или несколько других персонажей погибают самым неожиданным, тупым, нелепым и неуместным образом.

  Всё, хэппи энд! Кушайте с булочкой! Помню, как мы опускали голову на парту между скрещенных рук и дрожали от беззвучного хохота после очередной шедевральной концовки, растирая слёзы по лицу. С тех пор, за последние 15 лет я сильно изменился и не уверен, что на данный момент это для меня будет настолько же смешно, как тогда и что это будет смешно вам, но изучить источник я рекомендую хотя бы для расширения кругозора. Уж очень отличается это от русских/немецких/французских и прочих народных сказок, к которым мы привыкли. Кстати, небольшое лирическое отступление. Если говорить о Китайских народных сказках, то в их основе часто лежит принцип "обмани ближнего своего, пока он не обманул тебя". И главный герой тот, кто круче и забористее облапошил собрата. Это буквально то, что впитывают с молоком матери китайские дети. После этого вы всё ещё удивляетесь количеству поддельных айфонов, игровых приставок и брендовых шмоток на али экспрессе?

  И снова к тапирам. Ниже будет парочка наиболее показательных и коротких примеров мифов.


Сон

Утром человек проснулся и говорит:
-- Мне приснился тапир.
-- Тапир? Это как же - расскажи нам, пожалуйста! -- стали упрашивать родственники.
-- Вот иду я по лесу, -- отвечает индеец, -- и вижу: упавшим деревом придавило тапира. Ох, и наелся я мяса!
-- Почему бы тебе не попробовать -- иди в лес, вдруг вправду найдешь тапира?
-- Пожалуй, - отвечал человек. Он сразу же отправился в лес. Когда он шел по тропе, ветром повалило дерево. Оно упало и задавило индейца. Родственники ждали его, ждали, пошли искать. Нашли труп.
-- А теперь пойдем искать тапира, -- решили они.
Искали здесь, искали там, тоже нашли. Это был нехороший тапир.

Ящик

Человек пошел охотиться на вискачей. Пройдя несколько сот метров, он увидел множество зверьков и настрелял их полный мешок. Но вернувшись на то же место в следующий раз, никакой дичи там не нашел и направился дальше.
В конце концов он добрался до незнакомой деревни. На площади толпился народ: зарезали корову, все готовились к празднику. Люди заметили чужака и стали гадать, кто он такой.
Мужчины жарили мясо.
-- Пойди спроси, -- велели они товарищу, -- откуда он; и пригласи к нам -- пусть тоже покушает. И пусть к вождю сходит!
Человек боялся идти к вождю, но окружающие принялись его ободрять. Тогда охотник приблизился к дому вождя и прокричал вежливое приветствие.
-- Будь любезен, -- ответил вождь, -- пойди наруби дров. Вот топор. Налей в котел воды, разожги огонь и заготовь дров. Воду поставь кипятиться. Но топлива принеси побольше, чтобы вода быстрее согрелась. Как закипит, мы бросим тебя в котел!
Маленький мальчик, стоявший неподалеку, прошептал человеку:
-- Постарайся схватить топор, ведь вождь собирается прикончить тебя!
-- Как же мне рубить, вождь? - спросил человек, подойдя к дереву.
Вождь стал показывать, а человек ударил его топором по шее и убил. А дальше стал думать, что ему делать с детьми вождя. Он заметил большой ящик и позвал ребятишек:
-- Ну-ка прячьтесь скорее сюда, а то сейчас холодный ветер задует!
Дети залезли в ящик, а человек забил крышку гвоздями.
Подул холодный ветер, и дети в ящике умерли.


  P.S.: Только спустя несколько лет, когда я перечитывал Мастера и Маргариту Булгакова и дошёл до всем изветсной фразы Воланда - "Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!". И тогда меня осенило - вот что через века пытались донести до меня древние индейцы. Среди них вряд ли было много долгожителей в виду вполне очевидных причин и видимо, индейцы чувствовали конечность своего бытия более остро, чем мы. Одним словом, на новой волне интереса я обратился к лекциям проекта Арзамас на эту тему

Теги: ностальгия, fun

comments powered by Disqus